Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
03.03.2010 в 12:03
Пишет З. ГорынычЪ:УГУ, ага...
URL записи03.03.2010 в 08:28
Пишет denis_ufa:Учителя и все-все-все
В массовом сознании учителя сегодня воспринимаются преимущественно как люди, страдающие от реформ.
Они и в самом деле страдают - зарплаты небольшие, работа собачья, без конца меняются планы и установки.
Но вот парадокс: учителя во всех этих реформах образования активно участвуют.
Ясное дело - отчасти учителя заложники ситуации, им спускают план и все такое.
Но у меня, например, просто глаза на лоб лезут от того, с каким жаром и прямо-таки первобытным рвением в этом процессе - то есть "реформировании" - учителя участвуют.
Откуда такой прямо-таки кавалерийский натиск?
Еще когда сам в школе работал, поражался циркулировавшим в учительской среде разговорам о преимуществах либерализма и капитализма. Ну то есть было бы понятно, если бы эти речи произносили люди, резко увеличившие свое благосостояние. Но когда слова "жаль, что реформы до конца не довели" исходят от тети в кофте с протертыми локтями...
Говоря о том, что "раньше им навязывали точку зрения, а теперь свободы стало больше", такие учителя на самом деле не выражают собственное мнение - нет, они лишь воспроизводят официальную риторику властей.
То есть, как и раньше, лишь повторяют исходящие "сверху" слова, не очень-то задумываясь об их сути.
Нет, само собой, есть немало учителей, которые могут ребенка научить хорошему, правильному, нужному - и учат.
Причем у таких учителей процесс обучения ВСЕГДА сопряжен с процессом воспитания - именно это отличает их от всех прочих учителей.
Совсем недавно стал свидетелем того, с какой радостью выступавшие на каком-то очередном мероприятии учителя говорили о том, что "наконец-то со школы сняли воспитательную функцию" (бурные аплодисменты в зале). И догадаться, к какой категории учителей относятся те, кто этому событию радовался, нетрудно.
Так что, как мне кажется, было бы ошибкой говорить о неких "учителях вообще".
К нам в редакцию, например, поступает масса текстов, в которых учителя отчитываются о том, какую они ведут замечательную работу с детьми. Тексты эти переполнены фразами типа "дети должны стремиться быть успешными", "мы прививаем им лидерские навыки", и прочими заклинаниями, от которых за версту несет серой. Мимоходом отметим, что сами эти фразу зачастую воспринимаются - и воспроизводятся - как некие заклинания, смысл которых неясен ни самим учителям, ни ученикам.
Сам же процесс "воспитания успешности" особенно интересно в том смысле, что профессия учителя сегодня в массах в общем-то утратила тот ореол исключительности, которой она обладала десятилетия назад: сегодня учителя в грош не ставят.
Так что, в общем-то, нетрудно представить, с какими ухмылочками дети слушают, как об "успешности" им говорит "неудачник".
Волей-неволей приходится признавать, что даже те учителя, которым сегодня лет по 40-50, в значительной своей массе - люди неумные, в профессии оказавшиеся случайно. А ведь они, в принципе, продукт еще советской системы образования (и среднего, и средне-специального, и высшего), которая, как многие считают, учила только правильно и только нужному.
URL записиВ массовом сознании учителя сегодня воспринимаются преимущественно как люди, страдающие от реформ.
Они и в самом деле страдают - зарплаты небольшие, работа собачья, без конца меняются планы и установки.
Но вот парадокс: учителя во всех этих реформах образования активно участвуют.
Ясное дело - отчасти учителя заложники ситуации, им спускают план и все такое.
Но у меня, например, просто глаза на лоб лезут от того, с каким жаром и прямо-таки первобытным рвением в этом процессе - то есть "реформировании" - учителя участвуют.
Откуда такой прямо-таки кавалерийский натиск?
Еще когда сам в школе работал, поражался циркулировавшим в учительской среде разговорам о преимуществах либерализма и капитализма. Ну то есть было бы понятно, если бы эти речи произносили люди, резко увеличившие свое благосостояние. Но когда слова "жаль, что реформы до конца не довели" исходят от тети в кофте с протертыми локтями...
Говоря о том, что "раньше им навязывали точку зрения, а теперь свободы стало больше", такие учителя на самом деле не выражают собственное мнение - нет, они лишь воспроизводят официальную риторику властей.
То есть, как и раньше, лишь повторяют исходящие "сверху" слова, не очень-то задумываясь об их сути.
Нет, само собой, есть немало учителей, которые могут ребенка научить хорошему, правильному, нужному - и учат.
Причем у таких учителей процесс обучения ВСЕГДА сопряжен с процессом воспитания - именно это отличает их от всех прочих учителей.
Совсем недавно стал свидетелем того, с какой радостью выступавшие на каком-то очередном мероприятии учителя говорили о том, что "наконец-то со школы сняли воспитательную функцию" (бурные аплодисменты в зале). И догадаться, к какой категории учителей относятся те, кто этому событию радовался, нетрудно.
Так что, как мне кажется, было бы ошибкой говорить о неких "учителях вообще".
К нам в редакцию, например, поступает масса текстов, в которых учителя отчитываются о том, какую они ведут замечательную работу с детьми. Тексты эти переполнены фразами типа "дети должны стремиться быть успешными", "мы прививаем им лидерские навыки", и прочими заклинаниями, от которых за версту несет серой. Мимоходом отметим, что сами эти фразу зачастую воспринимаются - и воспроизводятся - как некие заклинания, смысл которых неясен ни самим учителям, ни ученикам.
Сам же процесс "воспитания успешности" особенно интересно в том смысле, что профессия учителя сегодня в массах в общем-то утратила тот ореол исключительности, которой она обладала десятилетия назад: сегодня учителя в грош не ставят.
Так что, в общем-то, нетрудно представить, с какими ухмылочками дети слушают, как об "успешности" им говорит "неудачник".
Волей-неволей приходится признавать, что даже те учителя, которым сегодня лет по 40-50, в значительной своей массе - люди неумные, в профессии оказавшиеся случайно. А ведь они, в принципе, продукт еще советской системы образования (и среднего, и средне-специального, и высшего), которая, как многие считают, учила только правильно и только нужному.
я не понимаю зачем рассуждать о неудачниках, а потом жаловаться на то, что молодежь в школы не идет.
серость и масса есть всегда и везде. Но если автор этого поста работает в изд. доме 1е сентября - он неправ. Там есть бесценные материалы, а реплики об "успешности" etc. - дань канцелярским традициям, без которых ни один околонаучный текст не примут в печать.
и по теме: без воспитательной функции образование - для роботов. но вообще глупо обвинять во всём учителей. там попадаются и увлечённые своим делом люди, открытые и для учеников, и для чего-то нового. однако воспитывать и объяснять абсолютно всё на свете детям должны родители; надеяться на конвейер - не просто наивно, а жестоко по отношению к своим же чадам.
невозможно что-то развивать, не поняв как мыслит конкретный маленький человек. и многим детям развиваться мешает как раз воспитание, данное им не особо умными родителями.
образование пытаются свести к такому уровню, что гугл справится не хуже.
невозможно что-то развивать, не поняв как мыслит конкретный маленький человек вы подразумеваете разбивку на профильные классы? не стоит. я за полную образовательную базу. по крайней мере в школе - узкая специализация есть зло.
и многим детям развиваться мешает как раз воспитание, данное им не особо умными родителями. а ещё многое зависит от самого ребенка. отсутствие логического мышления в школе не страшно. страшно если оно и после вуза не сформировалось. в школе закладывается база. из разных областей знания. которой потом можно оперировать, простраивая широкие аналогии *сорри, я в легком неадеквате сейчас, могла не совсем понятно выразиться. Кстати, как раз зло узкой специализации - с 10го класса точные науки нам почти не читали и теперь тот же Кант, который приводит примеры из математики, съедает мозг (ибо пока разберешься что он имел ввиду... пока вспомнишь школьный курс... и хорошо, что до 10го класса мне его читали нормально и есть что вспомнить).
*а чтобы справился гугль нудно иметь достаточно знаний для того, чтобы задать вопрос.
я про то, что учитель должен понимать своих учеников, чтобы суметь объяснить каждому.
ну, наверное, все хоть раз встречали отличного учителя или препода и понимают, о чём я)
Я закончил школу с тройкой в аттестате по математике, но поступил в технический ВУЗ на блатной ИТ с первой попытки...
Вылетел, правда потом, когда пошла физика, которую нам не давали в школе ваще, а что я сумел выучить сам, хватило только на вступительные....
Жаль, что она вела у нас только последние два года, за которые я собстно, начал что-то понимать в математике...
Второй великой учительнице я обязан знанием истории. Нет, историю саму по себе я знаю плохо, (то бишь не знаю, в каком году взошел на трон Болеслав Первый)но немного научился прослеживать логику событий и ориентироваться в мировой политике)))))))))))
Схоже одно - у обоих я был троешником, обоим обязан по крайней мере половиной того, что именуется образованием. (Понимая его не как набор знаний, а как умение строить логические связи, делать обобщения и выводы...)
Ладно еще, что за ученика это задание будут делать родители, ну так слова и цели такие же, какими проедают мозги персоналу в какой-нибудь третьесортной конторе: "мотивация", "креативность"
В конечном итоге - учителям не только спускается сверху, что давать, но и как давать. И прежде чем заставить детей поверить в прелести либерального пути, они пытаются заставить поверить себя. Самогипноз.
Ну и зарплата крошечная по тем временам (2006) она была где-то 4000 рублей. Но есть учителя, которые просто созданы для это профессии. У нас была историчка и русичка такая (в мою бытность школьницей), из-за них я пошла на филфак с доп.спец.история. Русский не люблю, а вот литературу очень.
Жаль, что ты просто воспроизводишь расхожее представление.
На самом деле перлы есть везде. Там среди достаточного количества "золотых" есть действительно умные - причем именно сообразительные (в меньшей степени эрудированные) дети. Только вот даже они много чего не знают из того, что было догмой для предыдущего поколения. Я-то себя уже считаю предыдущим — в числе последних рожденных в СССР, а вот они уже РФные детки.
К тому же историю те, кто идёт по специальности "Международные отношения" — сдают. Вот что самое обидное. Вроде бы и сдают — а знания уже через три года из головы вон.
Вот-вот. Тьма египетская...
Так обильно дрочить на знания имхо не стоит, быть ходячей энциклопедией хоть и забавно, но ни навыков, ни способностей это не прибавляет. Достаточно лишь научиться грамотно работать с информацией, а не тратить время на запоминание легкодоступной информации, тем более что хорошая память - лишь физиология, одним дано, другим нет, повода для понтов я здесь не вижу. Вот те кто реально занимаются наукой или используют свои знания и умения на практике уважение вызывают, а много знать, не говоря уж о том чтобы превозносить какой-то конкретный тип знаний, как якобы необходимый любому интеллектуальному человеку, имо не стоит - ну, можно поучаствовать в телевикторине разве что, домохозяек развлечь.
Вопрос не в знании того, кто такой Фридрих Второй. Можно обойтись и без Фридриха, и без Тридцатилетней войны и без всего того, что дают в школе и институте.
Я имею в виду именно то, что само знание стало преподаваться мозаично и спрашиваться мозаично. С мозаичным знанием учитель любой гуманитарной дисциплины — "пустышка". Мозаичное знание бесполезно именно потому, что это и есть гугльное знание. Такие знания — барахло, если к нему нет инструмента. А инструмент — ещё преподать надо, ни откуда он сам собой не вылезет.
Ваш комментарий - лучший. Тестовая система, которую сейчас пытаются ввести, как раз способствует мозаичному знанию.
Irx Необходимо знать некую базу.
Можно найти "Свершения Фридриха Великого", но чтобы что-то в них понять, нужно сориентироваться в хотя бы примерной политической карте, знать, чем закончились войны, хоть как-то представлять себе личностей...
Беда в том, что страничка Википедия, например - является набором неких общих представлений о предмете. То есть то, что человек средний должен, вообще-то знать.... И уже отталкиваясь от них, что-то искать.
Если ты не имеешь представления о том, что искать, и о том, как искать - нихрена ты не найдешь. Получишь или ту же Вики-страничку или реферат копипастенный...
Не просто искать информацию, но обрабатывать и сводить в цельную картину с использованием, блин элементарной логики хотя-б.... Большая часть школьников на это не способна... А обидно.
Я с одноклаассниками брата общаюсь немного... Нет, ну я сам не образец образованного человека... Но они меня просто убили.
В свое время составлял такой блиц:
опрос
Если интересно - дальше
читать дальше
А это не специальные вопросы. Это вопросы на общую эрудицию(Ну, кроме пары.) Это вопросы, о которых вполне может зайти речь в разговоре)))) А как говорить с человеком, если у него даже ассоциаций с твоими словами не возникает никаких? Мб, я слишком большой уклон в историю даю, но всеж таки....
Если кому-то тоже так кажется, мб он даст список современных культурных вопросов? ))))
лучик в тумане То есть из перечисления исторических фактов на пол экрана, которые не знают глупые современные детки, мы должны были сделать вывод о проблеме мозаичного знания? Тонко.
Проблема такая безусловно есть, но что именно ты предлагаешь? Последние люди, которые могли обладать всем знанием, доступным человечеству на тот момент, жили думаю во времена античности. Сейчас даже в пределах фундаментальных дисциплин, таких как математика или физика, не существует специалистов, которые бы разбирались во всех направлениях этих наук, не говоря уже об обладании полным комплектом информации. Отчего то мне кажется, что в гуманитарных областях та же картина. А что поделать, человечество накопило огромный объём знаний, даже слишком, а ведь ещё не вечер.
Основные массы людей никогда не обладали комплексным набором знаний, и никогда не будут им обладать. Мешало ли это прогрессу или отношениям в обществе, да и нужно ли вообще? Сложно сказать. В старом добром СССР благодаря идеологии был культ знаний и общедоступное образование любых уровней и направлений, уникальный по своей сути эксперимент. Итог? Я не возьмусь заявлять, что результата не было, но думаю можно сказать с уверенностью, на массах оно никак не отразилось - повальное увлечение мистикой, лженаукой и религией (официально имеем 90% православных - более чем достаточно для диагноза, хотя оценка очевидно ангажирована), которое мы сейчас наблюдаем - самая красноречивая иллюстрация.
Большинству знания не нужны - хорошо это или плохо, но это факт. Из всех получающих сейчас высшее образование заслуживают его от силы процентов 10, остальные идут за ним чтобы отмазаться от армии, погулять лишние 5 лет, получить в перспективе более адекватную работу (хотя для 95% даже профильных профессий полноценное высшее образование явно не нужно - а имеем то что имеем как пережиток культа знаний СССР), или просто потому что это модно. Глупо ожидать от такой публики серьёзного подхода - им это не нужно, и это не их вина, а проблема системы.
Если же говорить о каком-то базовом багаже знаний, то и здесь тоже не всё так просто. Тот же Ангер любит троллить всяких блондинок по аське на предмет знания истории, и то что они дуры подтверждает отнюдь не их незнание конкретных и по большому счёту несущественных фактов, и даже не отсутствие попыток нагуглить недостающую информацию, а то, что они на подобный развод ведутся. К примеру, сильно сомневаюсь что сам Ангер без помощи гугла сможет выдать определение интеграла Римана, объяснить какие проблемы квантовые флуктуации создают для общей теории относительности, или назвать примеры белков, кодируемых митохондриальной ДНК. Или тривиальные разборки давно умерших людишек важнее знаний фундаментальных основ самого мироздания? Определение базиса всего массива знаний - задача совершенно нетривиальная, да и не факт что вообще осмысленная - по-крайней мере на уровнях выше школы.
У каждой шестерёнки свои функции в этой сложнейшей системе под названием цивилизация, требовать от каждого быть мыслителем - странно, как и упрекать кого-то в отсутствии специфических знаний. То бишь потроллить кого-то ради лулзов это одно, но серьёзно верить в своё превосходство лишь на таком основании - бред.
Я говорил не про специальные знания. Я говорил про некие знания, формирующие по идее менталитет что-ли... В общем, знания, влияющие на формирование мировоззрения. Ты можешь не знать истории, но знать что были на свете рыцари на конях - должен, чтобы иметь хоть какой-то ммм.... базис, что-ли?
У меня здорово не хватает слов)))) Примерно та же самая проблема. Пытаясь оперировать какими-то отвлеченными понятиями, ты можешь придумать свои обозначения с нуля, а можешь взять готовые, опробованные логические конструкции и понятия, и доработать напильником. Эффективность во втором случае повыше.)))
Только, если ты не знаешь об их существовании, гугл и внешние источники знаний тебе не помогут.
Детки меня волнуют не тем, что они не знают этого. Волнуют тем, что они всё остальное вообще знают не лучше. Даже по интересующим их вещам часто....