Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
Потому как,блин, надоело.хотя уже сто раз писали на эту тему остаются люди причем неглупые которые почему то считают что

"С именем Торквемады связывают расцвет инквизиции и ее методы. И дознания тоже. "

то есть им кажется что инквизиция сама создала пытки как особые методы дознания и началось это со времен конца 15 век.Бред это конечно полный.



во первых применение пыток - это общее правило для средневековья.Причем практика эта существовала задолго до появления инквизиции и применялась сначала не к антирелигиозным а к просто уголовным преступления - убийствам там разбоям измене итп.

В рамках тогдашнего примитивного судопроизводства криминологических методо как таковых не было вообще а основным доказательством считались показания свидетелей.

В том де случае когда их не хватало для вынесения приговора и применялись пытки причем полученное признание считалось идеальным доказательством.Кстати еще в Римском уголовном праве была формулировка - признание-королева доказательств.

Следует отметить что в первые 200 лет существования инквизиции у инквизиторов вообще не было собственных палачей - инквизиция выполняла лишо официальную часть следствия.

Вряд ли инквизиторы выдумали хотя бы одну пытку - все это существовало задолго до образования инквизиции. Вопреки распространенным представлениям, у инквизиции в начальный период достаточно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инквизиторы пользовались услугами местных "муниципальных" или сеньорских тюремщиков и палачей и вряд ли последние для отцов-инквизиторов старались больше, чем для светских судей.



Инквизитор это не палач а в первую очередь теолог и юрист.его дело - теоретически доказать что в тексте или высказываниях содержиться ересь.А уж только после того как это доказано - получать признание.



Методы работы инквизитора подробнейшим образом расписаны в книге "Молот ведьм"

так вот - для тех кто в танке - состоит это книжка из трех частей

первая часть - чисто теоретическая - какие бывают ереси и как с ними идеологически бороться.Про наказания там вообще ничего.


и только в третьей прикладной где подробно перечисляются вопросы которые надо задавать - вот там упоминаются пытки но так вскользь не особо подробно...предполагается что инквизитору это знать не надо - палач разберется.

Далее насчет распротраненного мнения что

инквизиторы всех казнили.Самым распространенным приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях

Да, практика инквизиционных судов имела целью "раскаяние через устрашение", но собственно казнь применялась обычно к нераскаянным еретикам или повторно впавшим в ересь и была не более чем наказанием. Начнем с того что инквизиция вообще никогда не исполняла смертные приговоры самостоятельно не приводила приговоры в исполнение - после того как церковный трибунал выносил приговор - преступник передавался светским властям.Собственно без санкции светских властей

никаких казней бы не было.

Инквизиция официально начала деятельность после Латеранского Собора 1179 но только в 1231 германский император издал закон "inconsutilem tunicam" по которому обвиняемые в ереси передавались церковному трибуналу а тех кто отказывался отречься - предписывалось сжигать публично "in conspecti populi."



Но это по поводу ереси

а вот по поводу колдовства - оно считалось еще с раннего средневековья сугубо уголовным преступлением - наведение порчи считалось равноценным покушению на убийство.А поэтому такие дела расследовались и приговоры исполнялись светскими властями.Только с 16 века эти дела передаются инквизиции.



далее по поводу ботвы что мол инквизиция специально преследовала науку.нифига подобного.

Инквизиция благополучно существовала бок о бок с университетами.

столь любимый антиинквизиторской пропагандой Джордано Бруно был казнен вовсе не за занятия наукой. Потому что наукой в строгом смысле слова он практически не занимался. Строго говоря, он был скорее не ученым, а оккультистом. Вряд ли учение о переселении душ можно назвать научной теорией. Подобные рассуждения, в сочетании с церковным саном (да, Бруно сам был монахом доминиканского ордена) и некоторыми другими обстоятельствами, сложившимися неблагоприятно для него, и привели к столь трагическому концу. Кстати именно после процесса Джордано Бруно инквизиторы стали с подозрением относиться к теории Коперника - уж больно хорошо Бруно увязал ее с разнообразным антирелигиозным оккультизмом. Самого Коперника, напомню, никто на костер не тащил и отрекаться от своей теории не заставлял. Так что, кроме Галилея, ни одного другого примера преследования ученых за научные открытия и теории не известно.

@темы: Военно-историческое