Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
Южноафриканский исследователь Яан Лиебенберг из Центра военных исследований в своей работе пишет: «...в сражении под Куито-Куанавале южноафриканцы были поставлены в безвыходное положение и тогда, в конце концов их войска повернули назад. Куито-Куановале был для войск апартеида как Сталинград или Курск. Конечно же сражение под Куито было маленьким по сравнению с другими обычными крупными сражениями которые происходили во время Первой и Второй мировых войн или такими же на Ближнем Востоке. Куито стало поворотной точкой в агрессии апартеида против Анголы и привело Намибию к независимости...»
читать дальше
События под Куито-Куанавале начались в июле 1987 года с тщательно подготовленной с помощью советских военных советников операции ангольской армии против вооруженных формирований оппозиции в провинции Квандо-Кубанго. Операция называлась «Навстречу Октябрю». Ее целью было: разгром вооруженных формирований оппозиции на юго-востоке страны, уничтожение налаженных путей снабжения оппозиции из Намибии в центр страны, взятие передовой базы УНИТА населенного пункта Мавинга и захват Жамбы, расположенной на границе с Намибией, где, как предполагалось, находился командный пункт Савимби. (Кубинские войска, находившиеся в Анголе по просьбе ее правительства для зашиты страны от внешней агрессии, в операции не участвовали.)
Ангольские бригады, в боевых порядках которых, находилось несколько десятков советских советников и специалистов, успешно развивали наступление. Когда они подошли к реке Ломба, то формирования оппозиции попали в критическое положение. После форсирования реки крупных естественных преград для войск ФАПЛА, которые наступали по нескольким направлениям, больше не было, а до Мавинги оставалось всего около 30 километров. Возникла реальная угроза ее захвата. А с падением Мавинги открывался прямой путь на столицу УНИТА Жамбу.
Чтобы не допустить разгрома УНИТА и захвата Мавинги, части армии ЮАР в конце августа 1987 года вторглись в пределы Анголы. В район Мавинги по суше и по воздуху был переброшен крупный контингент войск ЮАР, включая бронетехнику. Они нанесли внезапный удар по наступавшим частям ФАПЛА. Завязались жестокие бои за переправы через Ломбу.
В боях на ангольской территории участвовали отборные силы группировки войск ЮАР в Намибии. Наряду со скандально известным 32-ым батальоном «Буффало» (это пять мотопехотных рот, усиленных противотанковой ротой на боевых машинах «Ратель») в состав ударной группировки ЮАР входили: 61-й усиленный механизированный батальон (это фактически бригада на боевых машинах «Ратель») с тяжелыми танками «Олифант»; несколько дивизионов 155-мм дальнобойных гаубиц (G-5 и G-6) и 127-мм реактивных систем залпового огня («Валькири» и «Бательер»); 4-й и 5-й разведывательно-диверсионные полки армии ЮАР; 101-й батальон Территориальных сил Намибии; подразделения противовоздушной обороны; части и подразделения обслуживания и боевого обеспечения; четыре регулярных пехотных батальона УНИТА (обученных и подготовленных в военных лагерях армии ЮАР); несколько полурегулярных батальонов и вспомогательные подразделения УНИТА.
Всего группировка войск ЮАР на территории Анголы и в приграничных с ней районах на территории Намибии, без УНИТовских частей и подразделений, включала около 20 тысяч солдат и офицеров, 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий, минометов и реактивных систем залпового огня. Действия наземных войск поддерживали более 80 боевых и транспортных самолетов и вертолетов.
После вторжения войск ЮАР на территорию Анголы соотношение сил изменилось не в пользу ангольской армии. Южноафриканские войска и части УНИТА имели не только численное преимущество, но и самое главное - превосходство в огневых средствах.
По инициативе СССР Совет Безопасности ООН принял резолюцию о незамедлительном выводе Южноафриканских оккупационных войск с территории Анголы. Но США воспользовались правом «вето» и помогая агрессорам заблокировали это решение.
В результате боев в октябре-ноябре 1987 г. ангольские бригады понесли большие потери в личном состав и боевой технике, и вынуждены были отходить.
В ноябре 1987 года войска ЮАР ввели в бой до 40 танков «Олифант» пуская в первом эшелоне регулярные батальоны УНИТА, усиленные юаровскими БТР и попытались взять опорную базу правительственных войск – населенный пункт Куито-Куанавале.
На помощь ангольцам была срочно переброшена кубинская бригада. К 16 ноября 1987 г. кубинские и ангольские части, остановили продвижение южноафриканских войск и формирований УНИТА на подступах к Куито-Куанавале, фактически началась его осада.
Дальнобойные гаубицы G-5 регулярно обстреливали позиции оборонявшихся бригад и сам поселок. Южноафриканские войска, используя тяжелые танки «Олифант» ища уязвимые места в обороне, с разных направлений, методично, с интервалом приблизительно в две недели продолжали штурмовать позиции защитников Куито-Куановале. Пять месяцев длилась осада этого маленького поселка. 23 марта 1988 года был предпринят последний решающий штурм. Но, потеряв несколько тяжелых танков «Олифант» и бронетранспортеров они отступили, так и не сумев сломить оборону Куито-Куановале. Но продолжали периодически обстреливать позиции войск и поселок из дальнобойных орудий вплоть до августа 1988 года.
«Битва за Куиту-Куанавале» (1987 – 1988 гг.) стала самым крупным противостоянием анголо-кубинских войск с южноафриканскими и унитовскими формированиями в ходе всего ангольского конфликта
О масштабе боевых действий говорит то, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 года по май 1988 года совершили около 3000 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале и Менонге. Свыше 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным войскам
По данным ЮАР южноафриканская авиация совершила в ходе операции свыше 1000 боевых самолетовылетов, сбросили на позиции ФАПЛА более 3000 фугасных и осколочных бомб общим весом около 700 тонн.
Хотя Правительство СССР заявило, что советские военные в боях в Анголе не участвуют, эта операция явилась «рекордной» по количеству участвовавших в ней советских военных советников, специалистов и переводчиков. По всему фронту, по всей линии соприкосновения с противником, в боевых порядках ангольских бригад, на передовых командных пунктах фронта, округов и военных зон находились советские военные советники, специалисты и переводчики. Несмотря на бои, артобстрелы и бомбежки они продолжали выполнять свои обязанности. И свой интернациональный долг они выполнили с честью.
Ангольское правительство обратилось к Кубинской группировке войск о помощи в создавшейся катастрофической ситуации. Высшее политическое и военное руководство Кубы приняло решение оказать немедленную помощь Анголе. Направить необходимые силы и нанести окончательный удар южноафриканским войскам.
Параллельно с обороной Куито-Куанавале, объединенные анголо-кубинские войска готовили наступление. С острова Свободы были переброшены регулярные части Революционных вооруженных сил Кубы, которые высадились на юго-западном побережье Анголы. В Анголу прибыли опытные кубинские летчики. Из СССР поступили новые партии вооружения, запасных частей и боеприпасов.
В 800 километрах от Куито-Куановале, на юго-западе Анголы была создана мощная группировка войск, насчитывающая до 40 000 кубинских солдат и свыше 30 000 ангольских бойцов, около 600 танков, сотен артиллерийских орудий и систем залпового огня, зенитных орудий и систем ПВО. Поддержку с воздуха обеспечивали кубинские и ангольские МИГ-23.
В то же время, части кубинских войск из центральных районов страны выдвинулась в направлении Куито-Куанавале.
Кубинские танковые части, которые высадились на атлантическом побережье Анголы, совершив бросок через Лубанго и Маталу двигались в направлении Каамы и Ондживы к границе с Намибией, готовые уничтожить южноафриканские силы, расквартированные на этом главном направлении. Завязались бои в провинции Кунене. К концу мая 1988 г. кубинские и ангольские части с боями вышли к границе Анголы с Намибией. Самолеты ВВС Анголы, ведомые кубинскими и ангольскими летчиками, нанесли массированный бомбовый удар по позициям южноафриканских войск около Калуэке, в 11 км севернее границы Анголы с Намибией. Через несколько часов после этой атаки южноафриканцы взорвали мосты на пограничной реке Кунене, чтобы кубинские танки не ворвались по ним в Намибию.
Победа под Куито-Куанавале и выход сильной группировки кубинских войск к намибийской границе на юго-западе Анголы заставили руководство ЮАР согласиться на переговоры. Переговоры завершились подписанием 22 декабря 1988 г. в Нью-Йорке Южной Африкой, Анголой и Кубой трехстороннего соглашения о внешних аспектах урегулирования в Анголе. Эти соглашения принесли мир для всей Юго-Западной Африки. ЮАР согласилась вывести войска из Намибии к июлю 1991 г., Куба – отозвать своих военнослужащих из Анголы к маю 1991 г.
Поскольку УНИТА не была представлена на проводившихся переговорах, президент Анголы Эдуарде душ Сантуш и руководитель УНИТА Ж.Савимби подписали в г. Гбадолите (Заир) отдельное соглашение о прекращении огня с 22 июня 1989 г. Ж.Савимби признал Э. душ Сантуша президентом Анголы. Войска ЮАР и Кубы были выведены в установленные сроки.
читать дальше
События под Куито-Куанавале начались в июле 1987 года с тщательно подготовленной с помощью советских военных советников операции ангольской армии против вооруженных формирований оппозиции в провинции Квандо-Кубанго. Операция называлась «Навстречу Октябрю». Ее целью было: разгром вооруженных формирований оппозиции на юго-востоке страны, уничтожение налаженных путей снабжения оппозиции из Намибии в центр страны, взятие передовой базы УНИТА населенного пункта Мавинга и захват Жамбы, расположенной на границе с Намибией, где, как предполагалось, находился командный пункт Савимби. (Кубинские войска, находившиеся в Анголе по просьбе ее правительства для зашиты страны от внешней агрессии, в операции не участвовали.)
Ангольские бригады, в боевых порядках которых, находилось несколько десятков советских советников и специалистов, успешно развивали наступление. Когда они подошли к реке Ломба, то формирования оппозиции попали в критическое положение. После форсирования реки крупных естественных преград для войск ФАПЛА, которые наступали по нескольким направлениям, больше не было, а до Мавинги оставалось всего около 30 километров. Возникла реальная угроза ее захвата. А с падением Мавинги открывался прямой путь на столицу УНИТА Жамбу.
Чтобы не допустить разгрома УНИТА и захвата Мавинги, части армии ЮАР в конце августа 1987 года вторглись в пределы Анголы. В район Мавинги по суше и по воздуху был переброшен крупный контингент войск ЮАР, включая бронетехнику. Они нанесли внезапный удар по наступавшим частям ФАПЛА. Завязались жестокие бои за переправы через Ломбу.
В боях на ангольской территории участвовали отборные силы группировки войск ЮАР в Намибии. Наряду со скандально известным 32-ым батальоном «Буффало» (это пять мотопехотных рот, усиленных противотанковой ротой на боевых машинах «Ратель») в состав ударной группировки ЮАР входили: 61-й усиленный механизированный батальон (это фактически бригада на боевых машинах «Ратель») с тяжелыми танками «Олифант»; несколько дивизионов 155-мм дальнобойных гаубиц (G-5 и G-6) и 127-мм реактивных систем залпового огня («Валькири» и «Бательер»); 4-й и 5-й разведывательно-диверсионные полки армии ЮАР; 101-й батальон Территориальных сил Намибии; подразделения противовоздушной обороны; части и подразделения обслуживания и боевого обеспечения; четыре регулярных пехотных батальона УНИТА (обученных и подготовленных в военных лагерях армии ЮАР); несколько полурегулярных батальонов и вспомогательные подразделения УНИТА.
Всего группировка войск ЮАР на территории Анголы и в приграничных с ней районах на территории Намибии, без УНИТовских частей и подразделений, включала около 20 тысяч солдат и офицеров, 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий, минометов и реактивных систем залпового огня. Действия наземных войск поддерживали более 80 боевых и транспортных самолетов и вертолетов.
После вторжения войск ЮАР на территорию Анголы соотношение сил изменилось не в пользу ангольской армии. Южноафриканские войска и части УНИТА имели не только численное преимущество, но и самое главное - превосходство в огневых средствах.
По инициативе СССР Совет Безопасности ООН принял резолюцию о незамедлительном выводе Южноафриканских оккупационных войск с территории Анголы. Но США воспользовались правом «вето» и помогая агрессорам заблокировали это решение.
В результате боев в октябре-ноябре 1987 г. ангольские бригады понесли большие потери в личном состав и боевой технике, и вынуждены были отходить.
В ноябре 1987 года войска ЮАР ввели в бой до 40 танков «Олифант» пуская в первом эшелоне регулярные батальоны УНИТА, усиленные юаровскими БТР и попытались взять опорную базу правительственных войск – населенный пункт Куито-Куанавале.
На помощь ангольцам была срочно переброшена кубинская бригада. К 16 ноября 1987 г. кубинские и ангольские части, остановили продвижение южноафриканских войск и формирований УНИТА на подступах к Куито-Куанавале, фактически началась его осада.
Дальнобойные гаубицы G-5 регулярно обстреливали позиции оборонявшихся бригад и сам поселок. Южноафриканские войска, используя тяжелые танки «Олифант» ища уязвимые места в обороне, с разных направлений, методично, с интервалом приблизительно в две недели продолжали штурмовать позиции защитников Куито-Куановале. Пять месяцев длилась осада этого маленького поселка. 23 марта 1988 года был предпринят последний решающий штурм. Но, потеряв несколько тяжелых танков «Олифант» и бронетранспортеров они отступили, так и не сумев сломить оборону Куито-Куановале. Но продолжали периодически обстреливать позиции войск и поселок из дальнобойных орудий вплоть до августа 1988 года.
«Битва за Куиту-Куанавале» (1987 – 1988 гг.) стала самым крупным противостоянием анголо-кубинских войск с южноафриканскими и унитовскими формированиями в ходе всего ангольского конфликта
О масштабе боевых действий говорит то, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 года по май 1988 года совершили около 3000 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале и Менонге. Свыше 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным войскам
По данным ЮАР южноафриканская авиация совершила в ходе операции свыше 1000 боевых самолетовылетов, сбросили на позиции ФАПЛА более 3000 фугасных и осколочных бомб общим весом около 700 тонн.
Хотя Правительство СССР заявило, что советские военные в боях в Анголе не участвуют, эта операция явилась «рекордной» по количеству участвовавших в ней советских военных советников, специалистов и переводчиков. По всему фронту, по всей линии соприкосновения с противником, в боевых порядках ангольских бригад, на передовых командных пунктах фронта, округов и военных зон находились советские военные советники, специалисты и переводчики. Несмотря на бои, артобстрелы и бомбежки они продолжали выполнять свои обязанности. И свой интернациональный долг они выполнили с честью.
Ангольское правительство обратилось к Кубинской группировке войск о помощи в создавшейся катастрофической ситуации. Высшее политическое и военное руководство Кубы приняло решение оказать немедленную помощь Анголе. Направить необходимые силы и нанести окончательный удар южноафриканским войскам.
Параллельно с обороной Куито-Куанавале, объединенные анголо-кубинские войска готовили наступление. С острова Свободы были переброшены регулярные части Революционных вооруженных сил Кубы, которые высадились на юго-западном побережье Анголы. В Анголу прибыли опытные кубинские летчики. Из СССР поступили новые партии вооружения, запасных частей и боеприпасов.
В 800 километрах от Куито-Куановале, на юго-западе Анголы была создана мощная группировка войск, насчитывающая до 40 000 кубинских солдат и свыше 30 000 ангольских бойцов, около 600 танков, сотен артиллерийских орудий и систем залпового огня, зенитных орудий и систем ПВО. Поддержку с воздуха обеспечивали кубинские и ангольские МИГ-23.
В то же время, части кубинских войск из центральных районов страны выдвинулась в направлении Куито-Куанавале.
Кубинские танковые части, которые высадились на атлантическом побережье Анголы, совершив бросок через Лубанго и Маталу двигались в направлении Каамы и Ондживы к границе с Намибией, готовые уничтожить южноафриканские силы, расквартированные на этом главном направлении. Завязались бои в провинции Кунене. К концу мая 1988 г. кубинские и ангольские части с боями вышли к границе Анголы с Намибией. Самолеты ВВС Анголы, ведомые кубинскими и ангольскими летчиками, нанесли массированный бомбовый удар по позициям южноафриканских войск около Калуэке, в 11 км севернее границы Анголы с Намибией. Через несколько часов после этой атаки южноафриканцы взорвали мосты на пограничной реке Кунене, чтобы кубинские танки не ворвались по ним в Намибию.
Победа под Куито-Куанавале и выход сильной группировки кубинских войск к намибийской границе на юго-западе Анголы заставили руководство ЮАР согласиться на переговоры. Переговоры завершились подписанием 22 декабря 1988 г. в Нью-Йорке Южной Африкой, Анголой и Кубой трехстороннего соглашения о внешних аспектах урегулирования в Анголе. Эти соглашения принесли мир для всей Юго-Западной Африки. ЮАР согласилась вывести войска из Намибии к июлю 1991 г., Куба – отозвать своих военнослужащих из Анголы к маю 1991 г.
Поскольку УНИТА не была представлена на проводившихся переговорах, президент Анголы Эдуарде душ Сантуш и руководитель УНИТА Ж.Савимби подписали в г. Гбадолите (Заир) отдельное соглашение о прекращении огня с 22 июня 1989 г. Ж.Савимби признал Э. душ Сантуша президентом Анголы. Войска ЮАР и Кубы были выведены в установленные сроки.