«Кстати, о часовых поясах... - сказал президент. - Задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий? Примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны. Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов... Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчёркиваю, объективный ответ на эти вопросы».

И я обратился к специалистам. В общем, Дмитрий Анатольевич, засада. Ничего не получится. Вот, что мне рассказал Александр Кривенышев, создатель сайта World Time Zone (www.worldtimezone.com).

Земля разбита на 24 часовых пояса шириной около 15 градусов долготы каждый. Эти пояса подобраны так, чтобы в каждом из них полдень приходился на максимально высокое положение Солнца.

Так вот, континентальная часть США имеет ширину около 55 градусов по долготе. А это как раз те самые четыре часовых пояса, которые там есть. «Широка страна моя родная» Россия имеет ширину около 170 градусов по долготе. В три раза больше, чем США. Вот и часовых поясов у нас в три раза больше, потому что 170/15 = 11,3.

И ведь во всех странах так! Например, Канада имеет ширину 85 градусов. Вот вам и шесть поясов. Бразилия - 39 градусов. Два пояса. Ничего исключительного.

Теперь о Китае. В Китае, Дмитрий Анатольевич, тоталитаризм. И волюнтаризм. Более того - Китай находится южнее России, а следовательно, каждый градус долготы на бóльшем радиусе имеет бóльшую длину в километрах. В Китае ширина одного часового пояса составляет 1360-1440 километров, а в России - 840-960 километров. И именно поэтому тоталитарное китайское правительство волюнтаристски загнало в эти 1500 километров самую густонаселенную часть страны: Сиань - Пекин - Шанхай - Харбин занимают примерно 18 градусов по широте. А остальные китайцы, разумеется, страдают. И даже (вы не поверите!) тайно вводят свое региональное время! Например, в западном районе Урумчи используется никак не пекинское время, а вовсе даже Xinjiang Time, которое на два часа отличается от общекитайского.

Но черт с ними, с китайцами и американцами - они нам не указ. Давайте попробуем взять всё, да и объединить. Например, сделаем московское время, скажем, в Калининградской области. Тогда разница с Прибалтикой у жителей Калининграда будет один час, а с Польшей - вообще два часа. Как-то получается странно. Если менять часовые зоны Челябинска или Новосибирска - нарушится временная граница с Казахстаном. Можно, конечно, ввести в Читинской области иркутское время. Тогда в Читинской области будет такое же время, как в соседних Монголии и Китае. Но тогда в Чите в шесть часов утра уже будет солнце, а в Иркутске будет еще ночь. Тоже как-то не очень удобно.

Максимум, что, по мнению специалиста, можно сделать - это перенести Владивостокское время на один часовой пояс на запад. То есть сократить разницу во времени можно не более чем на час.

А теперь зададимся вопросом: зачем? Зачем вообще нужно сокращать количество часовых поясов в стране? Так президент же сам говорит: «Задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной?» То есть - сокращение часовых поясов нужно для того, чтобы эффективнее управлять страной. А то звонит чиновник во Владивосток во время рабочего дня - а во Владивостоке ночь. Чиновнику неудобно. Как страной управлять? Трудно!

Всего 10 стран в мире имеют территорию, растянутую больше чем на один часовой пояс. И из этих 10 стран только один Китай с 1949 года неестественным образом использует на всей территории страны единое время (из-за чего, кстати, в западных провинциях время работы официальных учреждений смещено на два часа - тоже не очень удобно для эффективного управления). Я вам больше скажу - в Китае всем этим недовольны и вот уже три года рассматривают два варианта разделения страны на разные часовые пояса. И ведь наверняка какой-то из этих вариантов будет принят - потому что против солнца в зените никак не попрешь.

Наверное, поэтому аналитики и не говорят ничего про этот фрагмент Послания президента. Потому что вне зависимости от того, где президент это взял или кто вписал ему это в Послание, сокращение часовых поясов в России, кажется, невозможно.